Крупнобюджетные хорроры стали редкостью — большие издатели давно передали жанровую эстафету инди-студиям. Тем не менее, в этом году вышли сразу два ужастика высшего класса — Resident Evil 7 и The Evil Within 2 — и оба были благосклонно приняты критиками и геймерами. Ни один из них, однако же, не может похвастаться высокими продажами. За десять месяцев Capcom отгрузила всего 4 млн копий игры, хотя надеялась продать столько в день выхода, а продолжение The Evil Within в Великобритании покупают далеко не так охотно, как первую часть. О том, почему именитые компании предпочитают хоррорам экшены и шутеры, в интервью GameWatcher рассказал директор по разработке The Evil Within 2 Джон Йоханас (John Johanas).
По мнению Йоханаса, разработка хорроров ААА-стандарта — большой риск даже для опытных студий. «Когда вы делаете крупнобюджетный ужастик с впечатляющей графикой, вы до последнего момента не понимаете, что получится в итоге, — сказал он. — Трудно рассчитать всё правильно, особенно если речь идёт о хорроре, поскольку геймплей в таких играх должен быть безупречным. Разработка проектов этого жанра связана с повышенным риском. У нас есть опыт, который немного снижает риск, но тех, кто не знаком с играми такого рода, пугает задача создать дорогой хоррор».
«Множество независимых разработчиков делают чистокровные хорроры, без сражений и с акцентом на сюжете, и часто у них получаются прекрасные проекты, — продолжил Йоханас. — Но они не предназначены для широкой аудитории. Это скорее исключительные игры. В них вы не увидите напряжённого экшена, который позволил ужастикам на выживание зарабатывать большие деньги. Они не просто пугают, а заставляют игрока преодолевать свой страх».
Интервьюер также спросил у Йоханаса, не склонялись ли разработчики к идее сделать в The Evil Within 2 вид от первого лица, как во многих популярных инди-хоррорах вроде Outlast, Layers of Fear, Amnesia и SOMA, а также интерактивном тизере P.T. «Нет, никогда, — ответил он. — Вид от первого лица иногда помогает ужастикам стать более эффектными, но мы изначально хотели оставить перспективу прежней. В некоторых сегментах мы немного поэкспериментировали с этим, но по большей части вы играете с видом от третьего лица». Вскоре после премьеры поклонники нашли способ пройти всю игру, наблюдая за происходящим глазами героя (этот режим был сделан лишь для одного фрагмента, но оказался работоспособен не только в нём).
Проблемой прибыльности крупнобюджетных ужастиков издатели озаботились ещё в середине нулевых. Вышедшая в 2005 году Resident Evil 4 развернула одну из главных серий жанра в направлении экшенов, и возвращать её к истокам Capcom не желала очень долго. Исключением стала Resident Evil: Revelations, но её выпустили на портативной консоли в качестве эксперимента (который оказался настолько удачным, что игру перенесли на домашние системы, а в 2015-м она обзавелась продолжением). Silent Hill: Downpour 2012 года стала последней крупной частью другого важнейшего хоррорного сериала — Konami отменила амбициозную Silent Hills в прошлом году. Ubisoft отказалась от выпуска продолжения ZombiU из-за коммерческого провала игры. Alone in the Dark встала на шутерные рельсы (что не принесло Atari ощутимой выгоды). Вряд ли когда-нибудь воскресят и Dead Space.
Помимо Bethesda и Capcom, рисковать не боятся SEGA и Sony: в 2014 году вышла Alien: Isolation, а в 2015-м — Until Dawn. Продажами обеих игр издатели остались довольны. По-прежнему жива культовая серия Fatal Frame, новейшая часть которой вышла на Западе два года назад. Некоторые опытные разработчики, которые хотят продолжать делать хорроры, научились обходиться без помощи издателей : так, создатель серии Siren Хифуми Коно (Hifumi Kono) собрал средства на свой классический хоррор NightCry на Kickstarter.
Источник: