31 июля в истории: операционная система для автомобилей, рождение процессоров IBM PowerPC и единый стандарт зарядного устройства в гаджетах

0
37

31 июля 2007 года японские концерны объединились для создания единой автомобильной операционной системы. О намерении принять участие в разработке заявили специалисты Toyota, Honda и Nissan. Предполагалось, что централизованная система возьмёт на себя управление подачей топлива, интенсивностью торможения, электросистемой, системой стабилизации и самодиагностики автомобиля.

575c202f2c436903c921160c99f6d370
Операционной системе JasPar была уготована стандарта мирового уровня

Идею о том, что «изобретать велосипеды» не следует, и пора бы двигаться к стандартам, поддержало и японское правительство — автопроизводители получили 1 млрд йен ($8,4 млн) на разработку в 2008 году, и уже в 2009-м планировалось внедрение системы в серийные автомобили.

Но дальше красивых разговоров дело особо не продвинулось: производители автомобилей не смогли придти к общему знаменателю по нескольким причинам. Во-первых, у каждого автомобильного бренда были свои поставщики, из-за чего закупка унифицированного «железа» и, тем более, установка единых органов управления системой в салонах автомобилей была труднореализуема. Во-вторых, пока автопроизводители пытались «родить» автосистему, которая будет актуальна хотя бы 10 лет, компьютерная индустрия шагала семимильными шагами мимо консервативных автоконцернов. То есть, перспективная автомобильная система устарела ещё до того, как была выпущена.

После этого проект JasPar впал в «спячку» и переквалифицировался в некий аналог W3C (Консорциум Всемирной паутины) в автоиндустрии с декларируемым набором стандартов по внедрению систем безопасности, беспроводных протоколов и противоугонных средств шифрования в автомобиль. Всемирного признания японская инициатива так и не получила, а немецкие автопроизводители (Mercedes и BMW, в частности) отказались от сотрудничества, потому что уже пятый год подряд разрабатывали собственные системы управления автомобилем.

К слову, BMW уже в те годы задавала тон в этой области: дебют системы iDrive в 2002 году (помните, какие бестолковые мобильники тогда выпускались? то-то же) в 7 Series E65 был очень смелым шагом. Уже потом противники компьютеризации автомобильных систем стали создавать аналоги, а BMW к тому времени упорно пытались «очеловечить» слишком навороченную и перегруженную iDrive первых ревизий.

Вопреки тому, что сегодня Apple и Google претендуют на место во главе мультимедийной системы автомобиля, в 2015 году всё чаще идут разговоры о необходимости создания беспилотных машин. Взгляните, как это видит шведский автопроизводитель Rinspeed.

488666dae3d8c6227eedc007b792ac6f 044c27f2dcdd5bd6c7cd12e3b4bba39a
0689d0a1b53897bfb0f9c99e2a7c2eaa 385e249472f140720a5e36c86b78320c

Компьютеризированный автомобиль будущего глазами Rinspeed

31 июля 1991 года Apple, IBM и Motorola приступили к совместной разработке процессоров PowerPC.  Семейство PowerPC стало редким в потребительских компьютерах представителем RISC-архитектуры (Reduced Instruction Set Computer — процессор с сокращенным набором команд). Узкая специализация платформы положительно сказывалась на её производительности — при прочих равных RISC-процессоры были в 2-4 раза быстрее привычных и более универсальных CISC-аналогов (знакомых нам по процессорам Intel и AMD).

В упомянутом выше союзе перед IBM стояли задачи проектирования новых чипов, Motorola занималась их производством, а Apple воплощал аппаратные платформы в своих серийных компьютерах. Вплоть до 2005 года все устройства под управлением MacOS работали исключительно под управлением процессоров PowerPC.

Но в начале 2000-х развитие платформы замедлилось, а Motorola и IBM не горели желанием вливать финансы в конкуренцию с активно развивавшимися массовыми x86-процессорами. Да и сложность разработки под RISC-архитектуру никто не отменял — объём кода в программах для процессоров с сокращённым набором команд в среднем на 30% превышал тот, что требовался для CISC-процессоров Intel и AMD. А производительность «умирающей» платформы уже не была настолько внушительной, чтобы разработчики горели желанием портировать своё ПО с x86-чипов.

b126ad94b65b6587910b17afdaf5d3cc dc08036d0d67f90057be2c136adca632

Apple Power Mac G5 — последний компьютер Apple на процессоре PowerPC

Неудивительно, что в сложившейся ситуации Apple не стала «вытягивать за уши» бесперспективное железо и в 2005 году перешла на процессоры Intel, а чтобы сгладить сложности переработки программ под новую архитектуру, купертиновцы разработали технологию Rosetta — динамический транслятор, упростивший портирование софта.

31 июля 2009 года Еврокомиссия приняла постановление о едином стандарте зарядных устройств для производителей телефонов. Начиная с 2010 года все мобильники, поставляющиеся на европейский рынок, должны были поддерживать подключение универсального зарядного устройства. На такие меры законодатели пошли из-за проблем с утилизацией огромного количества выброшенных «зарядников», число которых увеличивалось с каждым годом.

e6b8e9c7fcc07ea9dc5c2d0c4108d815 957da3413a0245151a7ecbd4c8b7fa20

Постановление Еврокомиссии ликвидировало хаос на рынке зарядных устройств. Почти ликвидировало.

Согласно новому закону, телефоны должны были заряжаться с помощью Mini USB (временная мера) или Micro USB. Nokia, Samsung и LG в короткое время внедрили новый разъём во всех выпущенных в 2010-м моделях телефонов, а Apple решила не отказываться от собственной разработки под названием Lightning и выпустила для европейского рынка переходник с имеющегося разъёма на Micro USB — таким образом владельцы iPhone 5, iPod touch 5, iPod nano 7,  iPad 4 поколения и iPad mini могли заряжать свои устройства от стандартного сетевого адаптера.

< 30 июля в истории  |  3 августа в истории >

Источник: Ferra.ru