Мечты о бессмертии: скачать человеческий мозг в компьютер

Пока технологические магнаты пытаются изменить наш образ жизни с помощью новых смарт-устройств или соцсетей, один российский миллионер поставил перед собой еще более амбициозную цель: трансформировать человеческую судьбу.

Для этого он собирается «підвантажити» мозг человека в компьютер, сообщает Тристан Куинн.

«За следующие 30 лет, – обещает Дмитрий Ицков, – я добьюсь того, что все мы сможем жить вечно».

Звучит невероятно, но этот 35-летний мужчина с приятными манерами и тихим голосом не шутит. Несколько лет назад он оставил свой бизнес, чтобы полностью посвятить себя более важному для человечества делу.

«Я на 100% уверен, что это возможно. Иначе бы не начинал», – говорит он.

Увлекательная цель – и насколько она реальна? В Ицкова не слишком много времени, чтобы это проверить.

«Если не разработать технологию бессмертия, то в следующие 35 лет я умру», – рассуждает он.

Моя конечная цель – дать человеческой личности полностью новое тілоДмитро Ицков

Люди не способны избежать смерти, по крайней мере пока, ибо клетки нашего организма со временем теряют способность к восстановлению. Мы становимся уязвимы к сердечно-сосудистых и других возрастных болезней, которые убивают около двух третей из нас.

Поэтому господин Ицков решил вложить большую часть своих состояний в смелый план, направленный на то, чтобы обойти старения. С помощью самых прогрессивных научных исследований он хочет разгадать тайны человеческого мозга, а затем научиться переносить этот мозг в компьютер, освобождая человека от ограничений биологического тела.

«Моя конечная цель – дать человеческой личности полностью новое тело», – говорит он.

Господин Ицков детства интересовался уможливленням невозможного. Его детство пришлось на советские 1980-те.

«Больше всего, я мечтал стать космонавтом и выйти в открытый космос», – вспоминает он. Особенно его поразила одна сцена из фантастического романа: «Герой выпил таблетку бессмертия и в конце концов остался летать на орбите Земли. Помню, я задумался: а что я буду делать, если достигну бессмертия?»

И можно ли считать его план пересадки мозга в компьютер чем-то большим за фантастическую выдумку? Научный директор его «Инициативы 2045» Рендел Куне – нейронауковець, что ранее работал исследователем и преподавателем в Центре памяти мозга и Бостонского университета, – отмахивается от намеков на то, что господин Ицков, возможно, потерял связь с реальностью.

«Все данные свидетельствуют о том, что теоретически это возможно – пусть чрезвычайно сложно, но возможно, – говорит доктор Куне. – Такого человека, как он, можно назвать провидцем, но не сумасшедшим, потому что это бы означало, что вы считаете его идеи нереальными. А они реальные».

Теоретическая возможность, о которой говорит Рендел, тесно связана с особенностями функционирования человеческого мозга, которые нейронаука еще до конца не изучила.

Наш мозг состоит примерно из 86 млн нейронов – взаимосвязанных клеток, которые передают друг другу информацию через электрические разряды, которые распространяются мозгом, как волны.

И как именно на основании мозга формируется индивидуальное сознание? Это самая большая загадка науки, считает нейробиолог Рафаэль Юсте из Колумбийского университета.

«Вопрос в том, как именно осуществляется скачок от физических клеток, из которых состоит мозг, до нашего мира мышления – мыслей, воспоминаний, чувств», – говорит профессор.

В попытках понять мозговые процессы, многие из ученых проводит аналогию между мозгом и компьютером.

Согласно ей, мозг перерабатывает входные данные в выходные – сенсорную информацию в действия – с помощью определенных вычислений. Это и есть теоретическое основание идеи о «загрузки сознания».

Если бы ученым удалось составить полную карту этого процесса, то возможно, удалось бы и скопировать мозг на компьютер, вместе с индивидуальным сознанием.

Так считает доктор Кен Гейворт, нейронауковець, который днем исследует мозг мышей в Исследовательском центре Джанелія (штат Вирджиния), а по ночам думает о том, как пересадить свой мозг.

По его мнению, путь к цели – составить так называемый «конектом», полную карту всех сложных связей между нейронами мозга. Именно здесь, утверждает господин Гейворт, скрывается информация о том, что делает нас такими, как мы есть, хотя это еще не доказано.

«Мой компьютер – это только нолики и единички на жестком диске. Что бы с ними не происходило, если перенести их на другой компьютер, все будет так же. Так должно быть и со мной, – объясняет он. – И при этом не важно, где находится мой конектом – в физическом теле или установленный в работа».

Но Кен – реалист. «К сожалению, нам еще очень далеко до составления человеческого конектому, – признает он. – Для примера, чтобы составить конектом мозга мухи понадобится год-два. Что же до человеческого мозга, с сегодняшними технологиями это просто невозможно».

Есть и другая теоретическая помеха. Даже если бы нам удалось составить карту всех соединений человеческого мозга, для его загрузки на другой носитель необходимо еще и постоянно считывать непрерывную деятельность всех нейронов.

Нельзя найти код интуиции, чувства прекрасного, любви и ненавистіДоктор Мигель Ніколеліс

Но тут господину Іцкову может неожиданно повезти, говорит господин Юсте, который стоит у истоков крупнейшего в мире нейронаукового проекта исследования мозга BRAIN Initiative. Этот американский проект получил 6 млрд долларов финансирования и направлен на разгадку тайн расстройств мозга, таких как болезнь Альцгеймера.

В рамках проекта господин Юсте надеется составить карту взаимодействия нейронов мозга – закономерностей возникновения и распространения импульсов во времени. «Мы хотим измерить все всплески активности всех нейронов одновременно. Ранее считалось, что это невозможно», — говорит он.

С таким подходом не обязательно начинать с карты конектому. В еще не опубликованном исследовании господин Юсте впервые отразил все гипнотические электрические вспышки, что происходят в нескольких тысячах (а следовательно, почти в всех имеющихся) нейронах одной из простейших нервных систем – крошечной бесхребетной гидры.

«Было очень интересно, – рассказывает он. – Но мы еще пока не можем объяснить значения всей этой нейронной активности. Мы будто подслушать разговор на незнакомом нам языке».

За следующие 15 лет господин Юсте планирует составить и интерпретировать карту активности нейронов в коре головного мозга мыши. Но конечная цель – считывание активности человеческого мозга.

«Сравним мозг с компьютером. Чтобы «підвантажити» его куда-то, надо его сначала «загрузить», то есть расшифровать. Думаю, проект BRAIN Initiative как раз в этом поможет».

Впрочем, до осуществления мечты господина Ицкова еще очень далеко. В частности, один из ведущих нейронауковців Дюкского университета утверждает, что мозг в его динамической сложности – которая и делает человека человеком – невозможно скопировать.

«Нельзя найти код интуиции, чувства прекрасного, любви и ненависти, – говорит доктор Мигель Ніколеліс, что сейчас разрабатывает экзоскелет для парализованных, которым можно было бы управлять мыслью. – Нет никакого способа свести человеческий мозг до цифрового кода. Это просто невозможно – настолько упростить невероятно сложную систему и транслировать ее в алгоритмический процесс».

Если можно будет скопировать мозг и загрузить его на другой носитель, значит, его можно клонуватиПрофесор Рафаэль Юсте

Господин Юсте также далек от убеждения, что мозг так подобен компьютеру, и его можно скопировать в искусственный механизм. И нейронаука пока не может объяснить, как именно мозг порождает нашу личность, и не может доказать, что загрузка мозга невозможно, отмечает он. Поэтому, по его мнению, обществу не повредит подумать, что может произойти, если усилия господина Ицкова увенчаются успехом.

«Тропа, что ведет через новейшие нейротехнології к лучшему пониманию мозга, теоретически может привести и к возможности загрузки мозга, – говорит господин Юсте. – Ученые, работающие в этой отрасли, должны мыслить дальновидно».

Загрузка мозга влечет за собой огромные риски.

«Если можно будет скопировать мозг и загрузить его на другой носитель, значит, его можно клонировать, – продолжает господин Юсте. – Это поднимет очень сложные вопросы, связанные с определением сущности человеческой личности».

Господин Ицков об этом не волнуется.

«На вопрос об этике я отвечу вам так, как ответил мне его святейшество Далай-лама, когда я посетил его в 2013 г. Он сказал, что можно делать все, если твой мотив – помочь людям», — сказал он.

Но такой ответ не удовлетворяет господина Юсте, входящий в комитет по вопросам этики при проекте BRAIN Initiative: «Я включил бы вопрос загрузки мозга перечня тем, которые следует очень детально продумать и обсудить».

Тем временем господин Ицков уже планирует, как будет проводить вечную жизнь.

«Ближайшие несколько веков я предпочел бы прожить в нескольких телах. Одно будет где-то в космосе, второе – голографическое, а мое сознание будет перемещаться между ними».

По подсчетам ученых, до нас на Земле уже умерли 107 млрд людей.

По мере того, как в следующие десятилетия будут развиваться наши представления о мозг, станет понятно, кто такой господин Ицков – действительно провидец или просто еще один фантазер, который мечтает о невозможном.