NVIDIA сделала первый шаг к объединению ноутбучных видеоадаптеров с линейкой дискретных видеокарт GeForce в прошлом году, выпустив модель GeForce GTX 980 без литеры M в названии, которая до этого неизменно сопровождала все мобильные варианты тех или иных GPU этого производителя. Тот факт, что слияние десктопной и мобильной линеек GPU от NVIDIA началось в 900-й серии моделей, которая была основана на GPU архитектуры Maxwell, не случайно. Именно Maxwell обеспечила продуктам NVIDIA радикальный прирост энергоэффективности по сравнению с предыдущими архитектурами, что в конечном счете дало возможность перенести GeForce GTX 980 (вторую по рангу видеокарту в 900-й серии) на мобильную платформу, сохранив конфигурацию вычислительных блоков и, отчасти, тактовые частоты, характерные для десктопной видеокарты.
Архитектура Pascal обладает ещё более высоким соотношением производительность/мощность по сравнению с Maxwell за счёт применения техпроцесса 16 нм FinFET и оптимизированной схемотехники чипов. На сегодняшний день были выпущены четыре модели видеокарт для настольных компьютеров на основе новой архитектуры — GeForce GTX 1060, GTX 1070, GTX 1080 и Titan X — первые три из которых отныне доступны в виде компонента мобильных ПК. Как утверждает NVIDIA, представленные модели обеспечивают игровую производительность, максимально приближенную к таковой у своих настольных прототипов, с разницей в пределах 10 %. Референсные спецификации новинок не дают повода в этом усомниться.
Старшая модель, GeForce GTX 1080, в мобильном исполнении не отличается от десктопной видеокарты GTX 1080 Founders Edition ни по количеству вычислительных блоков (ядер CUDA), ни по частотам GPU и оперативной памяти. GeForce GTX 1060 для ноутбуков также основан на полностью функциональном GPU, хотя немного отступил по тактовой частоте (1670 МГц против 1708 МГц в спецификациях для настольной версии). GTX 1070 — более сложный случай, так как в мобильном варианте GPU активировали дополнительные 7 % ядер CUDA, но снизили частоту с 1683 др 1645 МГц.
Объявленные спецификации нуждаются в дополнительном комментарии. NVIDIA здесь в качестве частоты GPU указывает только Boost Clock, которая является типичной частотой, достижимой при стандартном сценарии использования. Две другие частоты, которые могут нас заинтересовать — Boost Clock (наименьшая частота, гарантированная в играх) и максимально возможная частота — как ожидается, у мобильных видеоадаптеров окажутся ниже, чем у их десктопных аналогов.
Как бы то ни было, ноутбучные GPU поколения Pascal обещают на 75 % более высокую производительность по сравнению с аналогичными позициями в линейке моделей на базе архитектуры Maxwell. Кроме того, NVIDIA даёт производителям ноутбуков возможность устанавливать более высокие частоты, чем указано в референсных спецификациях. Все три модели официально подлежат оверклокингу силами пользователя, хотя процедура имеет ряд ограничений, не свойственных разгону настольных видеокарт: драйвер не позволяет увеличивать напряжение питания GPU, а вместо ручного управления скоростью вращения вентилятора предлагается увеличивать либо уменьшать автоматически заданную скорость в процентном отношении.
Ещё одна отличительная особенность мобильных версий GeForce — функция Battery Boost в драйвере видеокарты, направленная на экономию заряда батареи при игре вдали от розетки. Основным средством является ограничитель частоты смены кадров, который, в отличие от подобных функций в играх, работает непосредственно на уровне GPU — тем самым обеспечивается наиболее равномерное распределение латентности индивидуальных кадров.
Важным дополнением к Battery Boost в ноутбуках на базе GeForce 10-й серии является глубокая интеграция с энергосберегающими функциями других компонентов системы, которая позволяет избежать жёсткого сокращения энергетического бюджета GPU при отключении от внешнего питания. Наконец, утилита GeForce Experience сможет предложить более консервативные графические настройки для игр, если пользователь сообщит, что заинтересован в настройках для игры от аккумулятора.
Ноутбуки новой волны с видеоадаптерами GeForce 10-й серии, как ожидается, будут в массе своей построены на шасси, использованных производителями в предыдущем поколении, но ожидается определённое улучшение характеристик. Больше моделей, чем прежде, получат экраны с разрешением 2560 × 1440 (а некоторые — вплоть до 3840 × 2160), а в ноутбуки с поддержкой G-Sync начнут устанавливать матрицы с частотой обновления 120 Гц. Контроллер дисплея в GPU Pascal позволит подключать внешние мониторы и телевизоры с интерфейсом DisplayPort 1.3/1.4 либо HDMI 2.0b.
Мы получили возможность протестировать ноутбуки на базе GeForce GTX 1070 и GTX 1080 в нескольких графических бенчмарках и сравнить с результаты с достижениями десктопных видеокарт. К сожалению, предложенные устройства различались по разрешению экрана (3840 × 2160 в ноутбуке на GTX 1080 и 1920 × 1080 в модели на GTX 1070) и набору установленных на них игр, что ограничило тесты, в которых встретились все четыре участника тестирования, двумя играми в разрешении 1920 × 1080.
Тем не менее, невзирая на то, что мы тестируем десктопные ускорители на платформе с несравненно более мощным CPU (8-ядерный Core i7 на частоте 4 ГГц), чем процессоры игровых ноутбуков, по совокупному результату тестов мобильные версии GeForce 10-й серии действительно лишены практически значимых отличий от своих настольных прототипов.
Прим.: в Middle-Earth: Shadow of Mordor полноэкранное сглаживание не поддерживается.
GPU работает на тактовой частоте, которая не только не уступает, но и превосходит максимальные значения, которые мы наблюдали при тестировании десктопных видеокарт референсного дизайна. Мобильные версии GPU Pascal также действительно хорошо разгоняются, как мы смогли убедиться на примере GeForce GTX 1080, покорившего частоты свыше 2 ГГц при стабильной работе в игре DOOM.
Источник: